Глава Наблюдательного совета MA Group Ярослава Чапко о трендах рынка жилья в 2017 году
Ситуация на рынке первичной недвижимости продолжает напоминать фильм-погоню с длинным и бесконечно повторяющимся сюжетом. Отделы продаж и маркетинга охотятся за покупателями, покупатели за метрами и скидками, ну и далее по кругу. Пытаясь построить и продать максимум «квадратов», пока это еще возможно, девелоперы все меньше обращают внимание на желания и потребности покупателей.
С одной стороны, покупатель ищет жилье подешевле, соответственно девелопер вынужден предложить покупателю конкурентную цену, которая в его понимании формируется по формуле: цена конкурентов минус 5-10%. С другой стороны, любое удешевление проекта происходит не за счет снижения прибыли, а чаще всего за счет удешевления проектов. И вот, в городе, как грибы, растут типовые проекты-клоны, с типовыми планировками, которые отличаются разве что громкими названиями и цветом фасадов. Считается, что чем дешевле человек хочет купить квартиру, тем меньше требований он предъявляет к комфорту, планировкам и к инфраструктуре. Но это большая ошибка – покупатели всегда будут ожидать максимум от проекта вне зависимости от цены. Покупатель за наименьшую стоимость хочет получить наилучшее качество.
Читая рекламные объявления можно подумать, что у нас сплошь и рядом инновационные объекты, поскольку все пестрит заголовками «энергоэффективный», «умный» и т.д. Безусловно, у каждого своя мера эффективности и понятия инновационности, но по большому счету, основная часть предложения на рынке первичного жилья имеет такое же отношение к энергоэффективности, как и влияние магнитных бурь на платежеспособность населения. Все, чем могут похвастаться большинство домов − это наличие счетчиков воды и тепла. Да и это уже, наверное, хорошо на фоне постоянно снижающихся стандартов строительства. Поставили окна, которые не надо переустанавливать после покупки квартиры – отлично! Сделали хоть какую-то звукоизоляцию в квартирах – превосходно! А если и счетчики есть – считай уже элитное жилье купили.
Мы продолжаем плодить отечественный стандарт, безликие проекты с преобладанием однокомнатных малометражек, и удивляемся, почему покупатель капризничает. А как ему не капризничать − ему хочется красоты, комфорта и разнообразия выбора. А выбрать он может разве что из громких названий комплексов да цвета фасадов (что, как говорится, больше глаз порадует). Уже не первый раз, наблюдая за процессом выбора квартиры, слышу, что покупатели сравнивают не достоинства жилых комплексов, а выбирают где меньше недостатки. Перефразируя, они ищут лучшее из худшего. Считаю это «победой» рынка жилья.
Пока во главе любого проекта остается лозунг − строй больше, продавай дешевле. Мы вряд ли увидим кардинально новые проекты с интересной архитектурой и инновациями, а жаль.
2016 год для рынка жилой недвижимости стал рекордным по количеству новых жилых проектов. Новое предложение на рынке составило более 22 тыс. новых квартир. А за I квартал 2017 года рынок пополнился еще 10 тыс. новых квартир. Каждый месяц продажи открывают все новые и новые проекты. Хочется верить, что все девелоперские начинания прошлого и текущего года завершатся успешно, и мы не будем с тоской рассматривать недостроенные скелеты высоток.
Печальный результат недальновидности и нерациональности игроков рынка − потери всех − и покупателей, которые за последние сбережения пытаются выбрать лучшее из худшего, и девелоперов, которые недополучают прибыль на каждом квадратном метре. Интересно, в каком году, мы, наконец, увидим смену тренда − строить не больше и дешевле, а меньше и качественнее?
Материал взят: http://www.abcnews.com.ua