Рынок пригородной недвижимости возле Киева приближается к грани кризиса. Готова ли область предложить системные решения вопросов инфраструктуры, а застройщики финансовые инструменты стимулирования продаж? Все методы хороши?
В прошлом году Киевская область обогнала столицу по темпам строительства. По данным управлений статистики, в области в 2016-м было введено в эксплуатацию 2,59 млн кв. м жилья, что на 10,5% больше, чем в 2015-м. Столица получила 1,33 млн новых кв. м, что всего на 3% меньше, чем в 2015-м.
Даже учитывая, что значительную часть новых площадей дала малоэтажная застройка вне городов, темпы прироста показывают, что новое предложение в пригороде значительно превышает спрос. «Рынок новостроев в пригороде очень перенасыщен. К примеру, в Ирпенском регионе на конец года выставлено на продажу 10,5 тыс. квартир, а по данным самих застройщиков, продано около 3,7 тыс. квартир, включая вторичку. До 1 июля, судя по заявленным планам, обещают построить еще 5,5 тысяч квартир, а спрос не увеличивается», – рассказывает вице-президент Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью Анатолий Топал.
Такой перегрев рынка – одна из причин относительной стабильности цен. По данным ЛУН.ua, средняя цена жилья в новостройках столичного пригорода – около 11,9 тыс. грн за кв. м что сегодня, что год назад.
«В минувшие годы спрос стимулировался банковским кризисом. Люди спасали свои депозиты и вкладывали их в квадраты. Но эта тенденция, начавшись в 2014, закончилась в начале 2016-го», – говорит Анатолий Топал. Поскольку доходы у населения не растут, а государство не предлагает строительные программы, то, предполагает эксперт, в этом году борьба за покупателя будет жесткой. Причем методы будут использоваться разные – от цивилизованных до близких к мошенническим.
Как выбирают
Пока одним из решающих факторов при выборе квартиры остается цена. В пригороде цены ниже столичных в среднем на 30-50%. Так, по данным ЛУН.ua, в феврале средняя стоимость жилья в Киеве составляла 22,5 тыс. грн за кв. м, в пригороде – 11,9 тыс. грн за кв. м.
По результатам исследования отдела маркетинга компании «Альянс Новобуд», из 205 пригородных жилых комплексов 55% позиционируют себя как эконом-класс, 36% – как комфорт-класс и 9% – как бизнес-класс. Плюсы пригородной недвижимости остаются неизменными: экология – лучше, зелени – больше, формат – комфортней. Минусы тоже известны: социальная и транспортная инфраструктура уступает столичной.
«С одной стороны, предложения очень хорошие. Например, в ЖК Конча-Заспы предлагают квартиры от $500 долларов за кв. м. на вторичном рынке можно найти квартиру с ремонтом и частичной меблировкой по цене до $40 тыс. за 60 кв. м. За эти деньги в столице можно выбрать только небольшую однокомнатную. С другой стороны, есть масса неожиданностей, которые вскрываются уже после поселения, чаще всего они связаны с инженерией», – рассказывает директор компании Best & Seller Ирина Луханина.
Качество хуже
Анатолий Топал предупреждает, что этот год принесет как позитивные, так и негативные тенденции. Негативных он видит две: в борьбе за снижение себестоимости строительства продолжится тенденция ухудшения качества строительных работ и увеличится вероятность возникновения пирамид. «Всеукраинский союз производителей стройматериалов и изделий недавно оглашал неприятную цифру – две трети стройматериалов не соответствуют заявленному качеству. Лидирует бетон, где контрафакт составляет около 80%. В лучшем случае, он просто ниже марки», – говорит Анатолий Топал.
Тенденцию падения качества строительства подтверждает руководитель департамента консалтинга жилой недвижимости UTG Олеся Скринник. «Чаще покупатели выбирают самые бюджетные решения, при этом качество работ и материалов сейчас никто не контролирует, ведь функции переданы на места в рамках децентрализации, а система эта еще не отлажена», – объясняет она.
Что это означает на практике? Что проектные характеристики по теплосбережению зачастую не достигаются. Хотя, согласно исследованию «Альянс Новобуда», предложения очень даже соответствуют пожеланиям потенциальных покупателей: в каждом втором доме стены кирпичные.
Финансовые рычаги
Анатолий Топал предупреждает: поскольку главным в борьбе за покупателя остается ценовой фактор, то некоторые из застройщиков будут беспощадно демпинговать, что может привести к возникновению строительных пирамид. «Скандалы, увы, неизбежны. Уже к лету мы можем увидеть разоблачение первой пирамиды», – считает он.
«Демпинговать начали уже в прошлом году. И точечные объекты, и «скоростроящиеся» крупные. В этом году ожидается массовая сдача их в эксплуатацию. И она сделает очевидными нерешенные при проектировании проблемы», – говорит Олеся Скринник.
Вопрос финансирования строительства застройщики по-прежнему решают прежде всего за счет средств частных инвесторов. Но поскольку конкуренция обостряется, то традиционный финансовый инструмент – рассрочку – могут видоизменить, продлив ее с нынешних двух лет до 3-5 лет. Дополнительными бонусами могут стать минимальный процент и фиксация цен в гривне. На фоне неработающей банковской и ипотечной системы это пока что кажется единственным доступным финансовым способом привлечь покупателя.
Инфраструктура где?
Впрочем, Анатолий Топал уверен, что этот кризис поможет профессионализации рынка пригородной недвижимости. «В среднесрочной перспективе преимущество будет у застройщиков, которые осознанно отошли от точечной застройки и берут на себя обязательства по обустройству крупных участков с созданием социальной инфраструктуры и ландшафтным дизайном. Таких примеров пока мало, но они есть. Что касается инженерной и транспортной инфраструктуры, то это должно быть общим решением области и застройщиков. Но без системной работы по созданию сетей область захлебнется в ближайший год-два», – говорит эксперт.
Инфраструктура, точнее, ее отсутствие – основная и очень масштабная проблема пригородных проектов. По сути, новые массивы выступают сателлитами городов и сел, рядом с которыми растут, поэтому должны иметь полноценное ядро социальной инфраструктуры, от садиков и школ до поликлиник и какого-либо производства. Но пока, по оценке Олеси Скринник, ни один девелопер не берет на себя ответственность по формированию такого ядра. «Чаще под социальную инфраструктуру выделены помещения на первом этаже. Случаи проектирования детских садов уже есть, но их явно недостаточно для ожидаемого населения. Мы видим возникновение новых спальных районов, вместо мест для жизни», – говорит эксперт.
Мало кто озадачивается и строительством паркингов, ведь их очень сложно продать покупателям в пригороде. При этом один из факторов выбора жилья в области – именно наличие машины. Также не решается системно проблема канализации и водоснабжения. «Некоторые садятся на систему городов рядом. Некоторые предлагают септик, но ведь для высотки это абсурд. С ростом количества таких объектов ситуация будет осложняться, вплоть до потенциальной экологической катастрофы», – считает Олеся Скринник.
Материал взят: http://www.zagorodna.com